Среди недорогих автомобилей распространено применение четырехцилиндровых двигателей. Это обусловлено развитием технологий и простой рациональностью – современные моторы выдают достаточную мощность при относительно несложной (по сравнению с шести- и восьмицилиндровыми агрегатами) конструкции. Такое сочетание делает рядные «четверки» объемом до 2,3 л оптимальным решением для городского автомобиля. В этой статье мы расскажем об особенностях работы таких моторов, и составим список популярных моделей, которые оснащаются технологичными, надежными и производительными двигателями.
Для начала оговорим, что речь пойдет о рядных моторах. Другие варианты компоновки четырехцилиндровых агрегатов (оппозитный, V-образный) встречаются крайне редко, и в интересующем нас сегменте рынка не представлены.
Рядный четырехцилиндровый двигатель в автомобиле располагается либо строго по вертикали, либо под небольшим углом, и вращает единый коленчатый вал. Главной особенностью таких моторов стало расположение кривошипов – шатунных шеек коленчатого вала. Крайние расположены под углом 180 градусов по отношению к двум средним. Рассмотрим принцип и порядок работы четырехцилиндрового рядного двигателя на примере четырех тактов.
Дальнейшая работа двигателя – повторение описанных процессов. Конкретный порядок работы четырехцилиндрового двигателя определяется конструкцией механизма газораспределения, и обозначается на двигателе цифрами. Заметной разницы между разными последовательностями нет, но знать их нужно для регулировки клапанов и зажигания.
Перейдем к рассмотрению конкретных моделей машин, доступных российскому покупателю. Мы коснемся популярных авто, которые заслужили доверие автовладельцев, не в последнюю очередь благодаря своим двигателям. Кроме того, мы рассмотрим модификации двигателей, пользующихся большим спросом.
Эти модели АвтоВАЗа оснащаются тяговитым и относительно надежным 16-клапанным двигателем 1.6 (для «Гранты» и «Калины» доступна и 8-клапанная модификация мощностью 87 л.с.). Он отличается хорошей тягой на средних и высоких оборотах, ременным приводом ГРМ и системой впуска с резонансной камерой изменяемого объема. К частым поломкам относят появление стуков, троений и шумов.
К плюсам «Гранты» и «Калины» относят хороший ездовой комфорт и адаптированность под российские реалии. Автомобили без труда преодолевают даже серьезные неровности и обладают достаточно высоким клиренсом. Главный недостаток – плохая управляемость и не информативный руль. К минусам также относят: материалы отделки салона, общее качество сборки автомобиля. Последние недостатки остались и у «Весты», но в меньшей степени. Зато за управляемость и настройки руля поругать эту «Ладу» не выйдет – в этих компонентах она превосходит некоторых конкурентов. «Эксклюзивная» проблема у «Весты» одна – ценник. Для всех трех авто доступны 5-ступенчатые механические коробки и роботы. Гамма трансмиссий «Гранты» и «Калины» дополняется 4-ступенчатой автоматической коробкой.
Двигатель любимого российскими покупателями «Поло Седана» выдает 110 л.с. и отличается развернутой на 180 градусов ГБЦ со встроенным впускным коллектором и ременным приводом ГРМ. Менее мощная модификация мотора (90 л.с.) конструктивно не отличается от «старшего брата» – сниженная отдача обусловлена иным алгоритмом работы электроники.
К плюсам автомобиля относят хорошую управляемость, достаточно просторный салон и богатый набор доступных опций. Недостатки: скромное качество материалов отделки салона, «синтетическое» усилие на руле, жестковатая для российских дорог подвеска и высокие ценники. Пару мотору составляют 5-ступенчатая механика и 6-ступенчатая автоматическая коробка передач.
Корейский седан – одна из самых популярных на российском рынке машин с четырехцилиндровым двигателем. «Солярис» уверенно держит первые строчки топов продаж, и главные причины этому – хорошая плавность хода, большое количество дополнительного оборудования и приятная динамика. Недостатки у автомобиля тоже есть: руль не информативен, салон тесен, а цены на средние и высокие комплектации достаточно высоки. Кроме того, немного подкачал уровень акустического комфорта – шум дороги отвлекает водителя и пассажиров.
С точки зрения отдачи двигатель «Хендэ» объемом 1.6 л – рекордсмен в своем классе. Он выдает целых 123 «лошади» и 155 Н/м крутящего момента. Особенностями двигателя стали наличие механизма изменения фаз газораспределения на впускнов валу, отсутствие гидрокомпенсаторов и цепной привод ГРМ. Владельцы «Соляриса» часто сталкиваются с различными шумами, стуками на холодном моторе и плавающими холостыми оборотами. Последняя проблема решается путем чистки дроссельной заслонки, а вот с остальными придется смириться – особенности конструкции. Мотор 1.4 отличается от более мощной модификации уменьшенным ходом поршня, в остальном это тот же двигатель с теми же достоинствами и недостатками.
«Логан» второго поколения и «Ниссан Альмера» делят между собой двигатель 1.6, выдающий 102 л.с. Этот 16-клапанный агрегат обладает облегченной поршневой группой, гидрокомпенсаторами и двумя распредвалами. К минусам мотора относят стоимость запчастей, надежность ремня ГРМ и зависимость от качества топлива.
«Логан» получился, в целом, хорошим автомобилем. Покупатели ценят его за неприхотливость, универсальность и утилитарность. Главный минус – ухудшившийся, по сравнению с первым поколением, ездовой комфорт. Инженеры изменили настройки подвески в пользу управляемости, и «рулится» второй «Логан» действительно лучше предшественника, но взамен несколько пострадала плавность хода, за которую так ценили «Рено». К другим минусам относят не самый современный дизайн и несколько бедный салон машины.
«Ниссан Альмера» построена на базе «Логана» первого поколения. Она унаследовала от него «неубиваемое» шасси и отдельные элементы передней панели. Отличается она немного растянутой колесной базой и длинным багажником (из-за которого у ранних версий наблюдались проблемы с задней подвеской). Минусы: скромное качество материалов отделки салона, слабая динамика.
Двигатель «Равонов» отличается надежностью и технологичностью: цепной привод ГРМ и чугунный блок цилиндров сочетается с алюминиевой ГБЦ и механизмом изменения фаз выпуска и впуска топлива. Кроме того, для такого объема двигатель обладает неплохими показателями отдачи и экономичности. Мотор выдает 107 л.с. и 141 Н/м крутящего момента.
К общим преимуществам «Джентры» и «Нексии» относят разнообразие вариантов комплектации – каждый подберет машину под собственные потребности и за оптимальную цену: для «Нексии» уже в базе доступна аудиосистема с USB и AUX, ESC и ABS. Обе машины комфортны, просторны и хорошо управляются – «Джентра» вообще может похвастать независимой задней подвеской, обеспечивающей удобное перемещение по дорогам любого качества. Кроме того, для обоих авто в качестве трансмиссии предлагается современный 6-ступенчатый автомат, доступный по меньшей, чем у конкурентов, цене. «Равоны» – это привлекательные машины с технологичным четырехцилиндровым двигателем, богатым набором опций, и доступной ценой.
Эта статья поможет вам оценить привлекательность популярных на российском рынке моделей авто с 4-цилиндровыми моторами. Подбирая нужный автомобиль обращайте внимание на мощность, надежность и экономичность двигателя, не забывая о других параметрах: управляемости машины, уровне оснащения и цене.